Друзья! Сегодня мы расскажем о карельских национальных праздниках. Сейчас зима, поэтому наш рассказ - о зимних празднованиях!
Рerindöllizet Karjalazet pruazniekat
При определении праздников в череде будней население Карелии целиком ориентировалось на православный календарь.
Православные храмовые праздники являлись формой общения между деревнями, иногда отдаленными друг от друга на сотню километров. Праздники помогали поддерживать семейные и общинные взаимоотношения.
Молодежь съезжалась в соседние деревни с целью знакомства и заключению брака. На праздниках молодежь стремилась показать удаль, сноровку, сметливость. Девушки, показавшие себя в праздничных игрищах и получившие “звание” lemmekäs (т.е. славутная), пользовались особым вниманием парней, а юноши - победители в исполнении рун, конских ресталищ и т.п. - считались особо выгодными женихами. В свое время финский исследователь И. Инха писал, что праздники в Беломорской Карелии представляют собой “ярмарки невест”.
Несомненно, институт праздников, как средство межродовых и межплеменных регулярных сборов, возник задолго до принятия карелами христианства. Среди карел существовал другой чисто народный календарь. В нем определенную роль испокон веков играла заведенная и периодически повторяющаяся смена одного вида трудовой деятельности другим. Народный календарь представляет собой синтез аграрного, скотоводческого, промыслового охотничьего и рыбацкого календарей. Так обрядность аграрного календаря связана с культом растительности и плодородия; скотоводческого - направлена на сохранение скота от падежа и потрав диким зверем; на успех и удачу направлены обряды охотничьего и рыболовного календарей.
В народном календаре карел можно выявить некоторые остаточные элементы лунного календаря, начиная с того, что название месяца - куу (kuu) - совпадает с наименованием луны. Лунный календарь был характерен для периода занятия населения охотой и рыболовством, а переход к земледелию привел к замене его солнечным календарем.
Солнечный календарь имел основными моментами отсчета времени дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и летнего равноденствия. Это, несомненно, были наиболее значимые опорные дни аграрного календаря.
В Карелии православная религия распространялась среди местного населения крайне медленно, начиная с ХI века, но, тем не менее, ее влияние было постоянным и постепенно усиливалось. Она вобрала в христианское мировоззрение, старые языческие элементы и органически вошла в народную культуру. Так, почитание умерших трансформировалось в категорию христианской любви в виде плачей и приобрело, в результате, новое содержание и глубину. Приносимые в жертву бык и баран были заменены христианской трапезой в дни больших церковных праздников, а защиту от болезней и иных напастей стали просить не только у верховного божества Укко, хозяина леса Тапио или правителя водного царства Ахти, но и у Создателя, Девы Марии и Святого Петра.
Таким образом, сельские праздники карел полифункциональны, так как вбирают в себя элементы различных дохристианских верований и христианского календаря.
Все праздники, как уже отмечалось, распределялись по “престолам”. В каждой деревенской общине имелся свой престольный или храмовый праздник, связанный с датой христианского календаря, посвященной тому или иному святому, именем которого была названа местная часовня или церковь. Праздники проходили шумно - с увеселениями и играми. Устраивались ярмарки и кулачные бои. Во время некоторых православных праздников поминали умерших.
25.12 / 7.01 Рождество (Rostuo)
Рождество у карел представляло собой праздник начала года, в нем переплетались при этом древние дохристианские представления с христианским смыслом этого праздника. Его основным названием было “сюндю”(“syndy”), что означает рождение. Днем рождения (synnynpäivä) считался Сочельник - день под Рождество. Под именем Сюндю подразумевался и Спаситель (Христос) и некое мифическое существо, которое в канун Рождества спускается с неба, по другим представлениям, появляется из водного царства. Возможно, что это мифологическое существо олицетворяло собой посланца умерших предков (syndyzet).
25.12 - 6.01 / 7.01 - 18.01 Зимние святки
(соб., тунг. кар. Vierissänkesk;
лив.кар. Sv’atkat; люд. Sunduma.)
Зимние святки - это период интенсивного общения холостой молодежи, которой в обрядности отводилась основная роль. В святки посещали церковные службы, молодежь и дети ходили Славить Христа по дворам, устраивали различные гадания, предсказывающие будущее.
На Рождество, после службы в церкви, дети ходили из дома в дом “славить Христа”( соб. кар.Нristos sluavie), пели
колядки. Их угощали рождественским блином (соб. synnynkakkara; лив. sünnünhatlasat), одаривали деньгами. Блины и сканцы - “кокой” - с пшеном или творогом были обязательными рождественскими угощениями. Сканец, а в некоторых местностях небольшой ржаной хлебец, клали под образа, где он лежал до весны, до начала сева овса, когда его брали с собой на поле, а потом скармливали скотине.
После Рождества начинали обходы дворов ряжеными - хухлякаками (сев. huhl’akat), самокрутками (люд. samokrutkat), смутами (лив. smuutat) и др.. Ряженые – хухлякат - ходили по дворам, пели, плясали, изображали различные сценки. Их угощали чаем, давали угощение с собой, а потом они съедали его совместно. Среди ряженых можно было видеть “нищих”, “калек”; мужчины одевали женскую одежду, а женщины - мужскую. Ряженые обряжались в маски как в самодельные, так и купленные в городе. На севере Kapeлии известен обычай “кормить” сшитую из кожи голову козы караваями из свежеиспеченного хлеба (д. Сондалы, Сегозерье ). Хлеб ряженые складывали в мешок и скармливали впоследствии скоту.
В домах ряженые, не открывая лиц, плясали кадриль под аккомпанемент гармошки или балалайки, а также без сопровождения. В северных районах Карелии ряженые танцевали молча, а в это время хозяева и гости старались их узнать. Ряженого нельзя было трогать, приподнимать “фату” и пр.. За любопытство следовало наказание палкой.
В селе Михайловское (Олонецкий р-н) ряженые танцевали и пели и хозяева старались отгадать человека по голосу. В Васильев день (Vasselenpäivü 1.01 / 14. 01 ) в тунгусском регионе совершали обряд “закалывания быка”(“Häkkie
tapetah”), который устраивали взрослые женатые мужчины. “Быком” наряжали кого-либо из крепких мужиков (bojevoi starikka) - шубу наизнанку, горшок на голову, приделывали рога и т.д. , затем водили “быка” по деревне на длинной веревке.
В святки девушки охотно гадали: ходили “слушать сюндю” (syndyö kuunnella) у проруби, на перекрестке дорог, на полях у риг или амбаров, под окнами домов у хлевов и в других местах; гадали на углях от лучин (sel’gäpäre) и др. В гаданиях преобладала брачная тематика. Прямых указаний на мужские гадания нет, хотя парни, по некоторым рассказам, и вмешивались в “слушания”.
Для северных карел распространены были представления не о сюндю, а о другом мифологическом существе - старухе “Виеристя”. Она могла появляться не только зимой, но и летом в период летнего солнцестояния. Ее представляли старухой с длинными черными волосами, она могла являться и в виде копны сена. Старуха была злокозненной ведьмой, которую очень боялись.
Считалось, что Виеристя могла переходить с неба на землю, а затем в подводное царство. При этом крест, который на севере страны было принято ставить под Крещение у проруби, и служил тем путем, по которому она могла двигаться - на время святок по древним представлениям существовала прямая связь двух миров.
Весь святочный период был временем гадания о будущем - видах на урожай нового года, предстоящие свадьбы, дальние дороги, болезни и т.д. Считалось, что изобилие еды на Рождество предвещает хороший урожай. Существовали магические приемы, которые должны были принести и приплод скота. Так, корове, чтобы она приносила телочек, скармливали первый рождественский блин. В Олонецкой губернии пекли специальное рождественское печенье в виде “уточек”, “оленей” и прятали их над воротами во двор: это должно было обеспечить хороший приплод скота и приучать скот самому приходить летом во двор.
Для гаданий использовались также рождественские блины. В них делали дырки для глаз и тогда через них можно было увидеть будущее. У тверских карел девушки бегали с такими блинами по улице, спрашивая у встречных, как их зовут - так можно было узнать имя своего суженого.
Для гаданий использовалось множество средств и предметов: кольца, уголь от лучины, зеркало, стакан с водой, решето и т.д. Под Крещение лили олово. Очень верным считалось такое гадание как “слушание” под окном, в поле, у риги, у проруби на снегу, на развилке трех дорог. Последние “слушание” считалось при этом самым опасным, на него отваживался на каждый.
Обходы домов ряжеными и гадания продолжались до Крещения. Заканчивались они купанием в “иордани” (jordana), т.е. искуплением “грехов” за весь святочный период. Купались по “завету” (обету), а кто посмелее, то и без обета. Девушки на святки ездили в гости к родным, живущим в других деревнях (ad’voih käüdih).
6.01 / 19.01 Крещение
( соб; тунг. кар. Vieristä;
лив.кар. Vieristü; люд. Vederis.)
С утра местный священник, отслужив службу, шел к проруби против церкви и святил воду, окуная в нее крест и читая молитвы. После водосвятья в этой проруби, которая называлась “иордань” (jordana), купались все те, кто хотел на год запастись здоровьем. В прорубь же в одних рубахах, обвязав веревкой под мышками, опускали ряженых, чтобы очистить их от святочных грехов.
В период между Крещением и Масленицей праздничных бесед не устраивали. Девушки занимались прядением, вязанием (päiväkezro) и иными рукоделиями на посиделках.
Э.Г.Елына